Сокращение гендерного разрыва в цифровизации как фактор развития Казахстана
https://doi.org/10.58732/2958-7212-2025-2-6-26
Аннотация
Настоящее исследование посвящено комплексному анализу гендерных различий в доступе к информационно-коммуникационным технологиям (далее – ИКТ) в Казахстане в 2015-2024 гг. и их влияния на образование и занятость. Методология исследования основана на описательном статистическом анализе, корреляционных методах и модели «разница в разнице» (DiD). Данный подход позволяет сравнить динамику гендерного неравенства с течением времени и определить, как цифровизация повлияла на социальноэкономические различия между женщинами и мужчинами. Результаты показывают устойчивое сокращение гендерного цифрового разрыва. Разница в доступе к интернету между мужчинами и женщинами снизилась с 2,8 п.п. в 2015 г. до 0,6 п.п. в 2024 г., а в использовании мобильных технологий произошёл инверсный сдвиг в пользу женщин на 15,8 п.п. к 2024 г. (при преимущественно мужском доминировании в 2016 г. на 1,6 п.п.). Корреляционный анализ выявил сильную положительную взаимосвязь между интернетдоступом и цифровой грамотностью (r > 0,9), а также между цифровыми навыками и обращениями к государственным платформам занятости (r = 0,88 для мужчин и r = 0,71 для женщин), что подтверждает роль цифровизации как механизма расширения участия на рынке труда. Женщины стали активнее использовать смартфоны и онлайн-платформы, получив более широкий доступ к электронным услугам и государственным ресурсам, что способствовало их участию на рынке труда и выходу в формальные системы занятости. Кроме того, исследование показало, что гендерное неравенство по-прежнему сохраняется в сфере высшего образования. В результате, в исследовании подчеркивается двойственная природа цифровизации: с одной стороны, она повышает социальную инклюзивность, но с другой стороны, усиливает сохранение структурного неравенства в обществе.
Об авторах
Е. А. КенжеалиКазахстан
PhD докторант
Алматы
Л. Васа
Венгрия
PhD, профессор
Дьер
Список литературы
1. GSMA. (2022). The Mobile Gender Gap Report 2022. GSM Association. Retrieved June 05, 2025 from https://www.gsma.com/r/wp-content/uploads/2022/06/The-MobileGender-Gap-Report-2022.pdf
2. Hafkin, N., & Huyer, S. (2008). Cinderella or Cyberella? Empowering women in the knowledge society. Kumarian Press.
3. Hilbert, M. (2011). Digital gender divide or technologically empowered women in developing countries? A typical case of lies, damned lies, and statistics. Women’s Studies International Forum, 34(6), 479–489. https://doi.org/10.1016/j.wsif.2011.07.001
4. ILO. (2020). Digital labour platforms and the future of work: Towards decent work in the online world. Geneva: International Labour Organization. Retrieved June 05, wcmsp5/groups/public/%40dgreports/%40dcomm/%40publ/documents/publication /wcms_645337.pdf
5. ITU. (2023). Gender: Annual report 2022–2023. Geneva: International Telecommunication Union. Retrieved June 05, 2025 from https://www.itu.int/highlights-report-activities/2022-2023/digital-society/gender/
6. Mossberger, K., Tolbert, C. J., & McNeal, R. S. (2013). Digital citizenship: The Internet, society, and participation. MIT Press.
7. Kuanova, L., & Anesova, A. (2024). Gender inequality in the labor market of Kazakhstan: Evidence from quality employment. Eurasian Journal of Economic and Business Studies, 68(3), 95–110. https://doi.org/10.47703/ejebs.v68i3.423
8. OECD. (2019). How’s life in the digital age? Opportunities and risks of the digital transformation for people’s well-being. Paris: OECD Publishing.
9. OECD. (2021). Bridging the digital gender divide: Include, upskill, innovate. Paris: OECD Publishing.
10. Ragnedda, M., & Muschert, G. W. (2016). Theorizing digital divides. Publisher: Routledge.
11. Selwyn, N. (2016). Education and technology: Key issues and debates (2nd ed.). Bloomsbury Academic. https://dokumen.pub/education-and-technology-key-issuesand-debates-9781474235914-9781474235921-9781474235952-9781474235938.html
12. Van Dijk, J. A. G. M. (2020). The digital divide. Polity Press.
13. Vasa, L. (2022). Digitalization and gender equality in Central Asia: Employment, education, and social change. Central Asian Economic Review, 24(2), 33–52.
14. World Bank. (2022). COVID-19 pandemic and education: Global disruption and the path to recovery. Washington, D.C.: World Bank.
15. UNESCO. (2021). Technology and education: The digital transformation of learning. Paris: UNESCO.
16. UNDP. (2020). Human development report 2020: The next frontier – Human development and the Anthropocene. New York: United Nations Development Programme.
17. UN Women. (2021). Gender equality during the COVID-19 pandemic: A global analysis. New York: United Nations Women.
Рецензия
Для цитирования:
Кенжеали Е.А., Васа Л. Сокращение гендерного разрыва в цифровизации как фактор развития Казахстана. Qainar Journal of Social Science. 2025;4(2):6-26. https://doi.org/10.58732/2958-7212-2025-2-6-26
For citation:
Kenzheali Y.A., Vasa L. Reducing gender gaps in digitalization as a factor in Kazakhstan's development. Qainar Journal of Social Science. 2025;4(2):6-26. (In Kazakh) https://doi.org/10.58732/2958-7212-2025-2-6-26