Гендерные разрывы в школьном образовании: библиометрический анализ
https://doi.org/10.58732/2958-7212-2025-1-53-76
Аннотация
Несмотря на значительные международные усилия, направленные на обеспечение всеобщего доступа к образованию, миллионы девочек по-прежнему сталкиваются с системными барьерами на пути к получению. Настоящее исследование направлено на выявление научных тенденций и структурных дисбалансов в академической литературе, посвящённой гендерным разрывам в школьном образовании девочек в период с 2000 по 2025 годы. Проведён библиометрический анализ публикаций из базы данных Web of Science Core Collection с использованием инструментов Analyze Results и VOSviewer для картирования тематических кластеров, сетей соавторства и цитирования. Итоговая выборка включает 323 рецензируемые статьи, отобранные из 1083 первоначальных записей на основе их релевантности теме доступа девочек к начальному и основному образованию. В анализ вошли англоязычные публикации в областях образования, социологии и экономики. Количество публикаций стабильно росло с начала 2000-х годов и резко увеличилось после 2015 года, что совпало с принятием ЦУР 4 (Качественное образование) и ЦУР 5 (Гендерное равенство). Основные темы включают подростковую беременность, детские браки и репродуктивное здоровье, особенно в странах Африки к югу от Сахары и Южной Азии. В исследовательском поле доминируют институты Глобального Севера, тогда как учёные Глобального Юга остаются недостаточно представленными. Менее 3% работ являются обзорными, что указывает на фрагментарность и ограниченный уровень синтеза. Направления будущих исследований. Следует расширять участие стран Глобального Юга, уделять больше внимания начальному образованию, интегрировать рамку ЦУР, применять интерсекциональные подходы и усиливать практическую значимость через инклюзивное и чувствительное к контексту сотрудничество.
Ключевые слова
Об авторах
М. М. ТемиртаеваКазахстан
Темиртаева М.М. – бакалавр
Алматы
И. В. Ковалева
Казахстан
Ковалева И.В. – PhD докторант, преподаватель по совместительству
Алматы
А. К. Кудебаева
Казахстан
Кудебаева А.К. – PhD, ассоциированный профессор
Алматы
Список литературы
1. Team G. Global education monitoring report 2020: Gender report. A new generation: 25 years of efforts for gender equality in education. – Paris: UNESCO, 2020. – ISBN 978-92-3-100397-0. – DOI: https://doi.org/10.54676/IBSP9880.
2. Evans D. K., Akmal M., Jakiela P. Gender gaps in education: The long view // IZA Journal of Development and Migration. – 2021. – Т. 12. – № 1. – DOI: https://doi.org/10.2478/izajodm-2021-0001.
3. Judijanto L., Setiawati R., Sabir M. Bibliometric Analysis of Key Findings in Studies on Gender Disparities in Education and Employment // The Eastasouth Journal of Social Science and Humanities. – 2024. – Т. 1. – № 03. – С. 158–167. – DOI: https://doi.org/10.58812/esssh.v1i03.277.
4. Dehdarirad T., Villarroya A., Barrios M. Research trends in gender differences in higher education and science: a co-word analysis // Scientometrics. – 2014. – Т. 101. – № 1. – С. 273–290. – DOI: https://doi.org/10.1007/s11192-014-1327-2.
5. Valero-Ancco V. N., Sosa Gutierrez F., Lujano-Ortega Y., Calderón-Quino K. M. Global Trends in Gender Inequality in Higher Education: A Bibliometric Analysis (1993–2024) // Educational Process: International Journal. – 2025. – Т. 14. – С. e2025019. – DOI: https://doi.org/10.22521/edupij.2025.14.19.
6. Unterhalter E. A Review of public private partnerships around girls’ education in developing countries: flicking gender equality on and off // Journal of International and Comparative Social Policy. – 2017. – Т. 33. – № 2. – С. 181–199. – DOI: https://doi.org/10.1080/21699763.2017.1328612.
7. Maureal Z. L., Tutanes L. M., Del Rosario A. S. C., Pabelic A. J. Effects of Gender Equality in Education to Gender Disparities in Economic Participation: Global Evidences // Asia Pacific Journal of Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Т. 14. – DOI: https://doi.org/10.57200/apjsbs.v14i0.91.
8. Ogbogu C. O. Practising gender equality in education, by Sheila Aikman and Elaine Unterhalter // Gender and Education. – 2009. – Т. 21. – № 6. – С. 786–787. – DOI: https://doi.org/10.1080/09540250903345105.
Рецензия
Для цитирования:
Темиртаева М.М., Ковалева И.В., Кудебаева А.К. Гендерные разрывы в школьном образовании: библиометрический анализ. Qainar Journal of Social Science. 2025;4(1):53-76. https://doi.org/10.58732/2958-7212-2025-1-53-76
For citation:
Temirtayeva M.M., Kovaleva I.V., Kudebayeva A.K. Gender gaps in school education: a two-decade bibliometric analysis. Qainar Journal of Social Science. 2025;4(1):53-76. https://doi.org/10.58732/2958-7212-2025-1-53-76