Кибербуллинг как социальная проблема среди подростков Казахстана
https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-4-46-63
Аннотация
В современном цифровом мире киберзапугивание и онлайн-агрессия-серьезные проблемы, которые негативно влияют на молодежь и общество в целом. Интернет-агрессия, в частности кибербуллинг, оказывает серьёзное влияние на эмоциональное состояние и социальную адаптацию молодёжи.
Цель исследования – определить масштабы, формы и последствия кибербуллинга среди школьников Казахстана, а также предложить эффективные стратегии профилактики и противодействия интернет-агрессии.
В исследовании использовались теоретический анализ научных источников, анкетирование школьников (N = 164) и статистическая обработка данных. Сбор информации проводился с использованием онлайн-опроса, охватывающего учащихся 7–11 классов. Результаты показали, что 72 % опрошенных сообщили о личном опыте столкновения с кибербуллингом. Наиболее распространёнными формами оказались оскорбления (38 %), распространение ложной информации (27 %), угрозы и шантаж (20 %), а также преследование (15 %). Основные психологические последствия включают эмоциональный стресс (48 %), снижение активности (33 %) и тревожность (19 %). Анонимность агрессоров и круглосуточное воздействие усиливают вред, наносимый жертвам, что подчёркивает необходимость системной работы с молодёжной аудиторией в сфере цифровой безопасности. Ценность данного исследования заключается в том, что оно дополняет существующую литературу новыми данными и выводами, что может послужить основой для дальнейших исследований и практических применений в сферах психологии, образования и права. Результаты работы имеют практическую значимость, так как могут быть использованы для создания образовательных программ и просветительских инициатив, а также для выработки рекомендаций по изменениям в законодательстве, направленным на защиту пользователей в интернете.
Об авторах
М. А. СарыбайКазахстан
магистр
Алматы
Ж. С. Қуттыбай
Казахстан
студент
Алматы
Список литературы
1. Могунова М. М. Кибербуллинг как новая опасность // М. Қозыбаев атындағы СҚУ Хабаршысы. - 2021. - № 2(51). – С. 99-102.
2. Арора К.М. Измерение издевательств с помощью контрольного списка "Жизнь в школе" //Пастырская забота в образовании. – 1994. – № 12. – С. 11-15.
3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - № 3. - 177-191 б.
4. Gaffney H., Farrington D.P. Cyberbullying in the United Kingdom and Ireland. 2022, Palgrave Macmillan, Cham. doi: 10.1007/978-3-319-73263-3_5
5. Selkie E.M., Fales J.L., Moreno M.A. Cyberbullying Prevalence among US Middle and High School-Aged Adolescents : A Systematic Review and Quality Assessment // Journal of Adolescent Health. – 2021. - No. 58(2). – P. 125-133.
6. Aizenkot D. Cyberbullying in WhatsApp Classroom Groups among Children and Adolescents: Exposure and Victimization // The Eurasia Proceedings of Educational & Social Sciences. – 2023. – No. 10(1). – P. 1-10.
7. Chatzakou D., Kourtellis N., Blackburn J., De Cristofaro E., Stringhini G., Vakali A.Mean Birds: Detecting Aggression and Bullying on Twitter. – 2017. - Proceedings of the 2017 ACM on Web Science Conference. doi: 10.1145/3091478.3091487
8. Ferguson C.J. Evidence for publication bias in video game violence effects literature : A meta-analytic review// Aggression and Violent Behavior. – 2023. - № 12(4). – P. 470-482
9. Баранов А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. – 2015. – № 21(1). – С. 37-41.
10. Kowalski R. M., Giumetti G. W., Schroder A. N., Lattaner M. R. Bullying in the Digital Age : A Critical Review and Meta-Analysis of Cyberbullying Research among // Youth. Psychological Bulletin. – 2014. – No. 140. – P. 1073-1137.
11. Kowalski R.M., Limber S.P. Psychological, Physical, and Academic Correlates of Cyberbullying and Traditional Bullying // Journal of Adolescent Health. – 2013. – No. 53. - S13-S20.
12. Қазақстанның экономикалық белсенді халқы үшін «Курсив» республикалық іскерлік апталығы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kursiv.kz/news/obschestvo/2020-01/pochti-kazhdyy-pyatyy-kazakhstanskiy-podrostok-stanovitsya-zhertvoy-travli
13. Чвякин В.А. Социогенез агрессивных свойств личности подростка и их использование в профилактической деятельности полиции // Полицейская деятельность. – 2014. – № 1. – С. 55-68.
14. Heirman, W., Walrave, M. Cyberbullying: Predicting Victimisation and Perpetratio // Children & Society. – 2011. – No. 25. – P. 59-72.
15. Кодекс РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235
Рецензия
Для цитирования:
Сарыбай М.А., Қуттыбай Ж.С. Кибербуллинг как социальная проблема среди подростков Казахстана. Qainar Journal of Social Science. 2024;3(4):46-63. https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-4-46-63
For citation:
Sarybay M.A., Kuttybay Zh.S. Cyberbullying as a social problem among teenagers in Kazakhstan. Qainar Journal of Social Science. 2024;3(4):46-63. (In Kazakh) https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-4-46-63