Preview

Qainar Journal of Social Science

Расширенный поиск

Кибербуллинг как социальная проблема среди подростков Казахстана

https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-4-46-63

Аннотация

   В современном цифровом мире киберзапугивание и онлайн-агрессия-серьезные проблемы, которые негативно влияют на молодежь и общество в целом. Интернет-агрессия, в частности кибербуллинг, оказывает серьёзное влияние на эмоциональное состояние и социальную адаптацию молодёжи.

   Цель исследования – определить масштабы, формы и последствия кибербуллинга среди школьников Казахстана, а также предложить эффективные стратегии профилактики и противодействия интернет-агрессии.

   В исследовании использовались теоретический анализ научных источников, анкетирование школьников (N = 164) и статистическая обработка данных. Сбор информации проводился с использованием онлайн-опроса, охватывающего учащихся 7–11 классов. Результаты показали, что 72 % опрошенных сообщили о личном опыте столкновения с кибербуллингом. Наиболее распространёнными формами оказались оскорбления (38 %), распространение ложной информации (27 %), угрозы и шантаж (20 %), а также преследование (15 %). Основные психологические последствия включают эмоциональный стресс (48 %), снижение активности (33 %) и тревожность (19 %). Анонимность агрессоров и круглосуточное воздействие усиливают вред, наносимый жертвам, что подчёркивает необходимость системной работы с молодёжной аудиторией в сфере цифровой безопасности. Ценность данного исследования заключается в том, что оно дополняет существующую литературу новыми данными и выводами, что может послужить основой для дальнейших исследований и практических применений в сферах психологии, образования и права. Результаты работы имеют практическую значимость, так как могут быть использованы для создания образовательных программ и просветительских инициатив, а также для выработки рекомендаций по изменениям в законодательстве, направленным на защиту пользователей в интернете.

Об авторах

М. А. Сарыбай
КазНАИ им. Т. Жургенова
Казахстан

магистр

Алматы



Ж. С. Қуттыбай
КазНАИ им. Т. Жургенова
Казахстан

студент

Алматы



Список литературы

1. Могунова М. М. Кибербуллинг как новая опасность // М. Қозыбаев атындағы СҚУ Хабаршысы. - 2021. - № 2(51). – С. 99-102.

2. Арора К.М. Измерение издевательств с помощью контрольного списка "Жизнь в школе" //Пастырская забота в образовании. – 1994. – № 12. – С. 11-15.

3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - № 3. - 177-191 б.

4. Gaffney H., Farrington D.P. Cyberbullying in the United Kingdom and Ireland. 2022, Palgrave Macmillan, Cham. doi: 10.1007/978-3-319-73263-3_5

5. Selkie E.M., Fales J.L., Moreno M.A. Cyberbullying Prevalence among US Middle and High School-Aged Adolescents : A Systematic Review and Quality Assessment // Journal of Adolescent Health. – 2021. - No. 58(2). – P. 125-133.

6. Aizenkot D. Cyberbullying in WhatsApp Classroom Groups among Children and Adolescents: Exposure and Victimization // The Eurasia Proceedings of Educational & Social Sciences. – 2023. – No. 10(1). – P. 1-10.

7. Chatzakou D., Kourtellis N., Blackburn J., De Cristofaro E., Stringhini G., Vakali A.Mean Birds: Detecting Aggression and Bullying on Twitter. – 2017. - Proceedings of the 2017 ACM on Web Science Conference. doi: 10.1145/3091478.3091487

8. Ferguson C.J. Evidence for publication bias in video game violence effects literature : A meta-analytic review// Aggression and Violent Behavior. – 2023. - № 12(4). – P. 470-482

9. Баранов А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. – 2015. – № 21(1). – С. 37-41.

10. Kowalski R. M., Giumetti G. W., Schroder A. N., Lattaner M. R. Bullying in the Digital Age : A Critical Review and Meta-Analysis of Cyberbullying Research among // Youth. Psychological Bulletin. – 2014. – No. 140. – P. 1073-1137.

11. Kowalski R.M., Limber S.P. Psychological, Physical, and Academic Correlates of Cyberbullying and Traditional Bullying // Journal of Adolescent Health. – 2013. – No. 53. - S13-S20.

12. Қазақстанның экономикалық белсенді халқы үшін «Курсив» республикалық іскерлік апталығы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kursiv.kz/news/obschestvo/2020-01/pochti-kazhdyy-pyatyy-kazakhstanskiy-podrostok-stanovitsya-zhertvoy-travli

13. Чвякин В.А. Социогенез агрессивных свойств личности подростка и их использование в профилактической деятельности полиции // Полицейская деятельность. – 2014. – № 1. – С. 55-68.

14. Heirman, W., Walrave, M. Cyberbullying: Predicting Victimisation and Perpetratio // Children & Society. – 2011. – No. 25. – P. 59-72.

15. Кодекс РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235


Рецензия

Для цитирования:


Сарыбай М.А., Қуттыбай Ж.С. Кибербуллинг как социальная проблема среди подростков Казахстана. Qainar Journal of Social Science. 2024;3(4):46-63. https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-4-46-63

For citation:


Sarybay M.A., Kuttybay Zh.S. Cyberbullying as a social problem among teenagers in Kazakhstan. Qainar Journal of Social Science. 2024;3(4):46-63. (In Kazakh) https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-4-46-63

Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2958-7212 (Print)
ISSN 2958-7220 (Online)